СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Keywords:
высшее образование, цифровые технологии, рынок образовательных услуг, конкуренция, структура рынка, бизнес- конкуренция, государственные стандарты.Abstract
В статье рассматриваются реформы в Республике Узбекистан в сфере образования, которые влияют на рынок услуг высшего образования. Реформы проходят в двух основных направлениях: улучшение законодательной базы и повышение конкурентоспособности. На уровне законодательства принято Постановление, где прописаны требования организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами (государственными требованиями), учебными программами и учебными планами. Освещается новая для нашего региона позиция бизнес-конкуренции среди вузов. Во всем мире с каждым годом она проявляется все ярче. В Узбекистане развивается рынок услуг высшего образования не только в привычном нам формате, но и в новом варианте как онлайн образование, с применением цифровых технологий.
References
Астратова Г.В. Ключевые тенденции развития современного рынка онлайн услуг высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. № 3. – 17 с. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN320.pdf
Higher Education Market – Global Industry Analysis, Size, Share, Trends, Analysis, Growth and Forecast 2016 – 2023. [Electronic resource]// Access mode: https://www.transparencymarketresearch.com/higher-education-market.html
WORLD TRADE REPORT 2019.The future of services trade [Electronic resource]// Access mode: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/00_wtr19_e.pdf
Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг: Учебное пособие. – М.: РУДН, 2008. – 194 с.
Universities 2030: Learning from the Past to Anticipate the Future. / Edited by Adam R. Nelson & Nicholas M. Strohl (University of Wisconsin-Madison). 2014. [Electronic resource] / Access mode: https://globalhighered.wordpress.com/2014/04/27/universities-2030-learning-from-the-past-to-anticipate-the-future/
Астратова Г.В. Современные тенденции развития рынка услуг высшего образования. Науковедение. 2016. V. 8, № 4 (2016). – 27 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN416.pdf С. 22-23.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № ПКМ-241 от 27.03.2018 г. «О совершенствовании порядка лицензирования деятельности в сфере оказания негосударственных образовательных услуг» https://lex.uz/ru/docs/3601227
Weimer Leasa 10 trends changing global higher education. Policy & Strategy. . 26 July 2017. [Electronic resource] / Access mode: https://www.eaie.org/blog/10-trends-changing-global-higher-education.html
Kromydas T. Rethinking higher education and its relationship with social inequalities: past knowledge, present state and future potential. // Palgrave Commun. 2017. V. 3. № 1, pp. 1-12. [Electronic resource] // Access mode: https://doi.org/10.1057/s41599-017-0001-8
Brunsson N., Wedlin L. Competition for Status: The Example of Universities. 2016. Communication at the Competi-tion(s) Workshop at the Copenhagen Business School, for the Performances of Value: Competition and Competitions Inside and Outside Markets’ project, supported by the Leverhulme Trust and led by David Stark.
Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://stat.uz/ru/
Ибрагимова Н.М., Вахабова Д.Х. Факторы и условия формирования образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Узбекистане // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 152–168.DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-152-168
Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5847 от 08.10.2019 г. «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» https://lex.uz/ru/docs/4545887
Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски// Экономическое возрождение России. 2019. № 3 (61), с. 103-114.